8 804 333-74-47 Звонок бесплатный

Минфин поддержал создание института частных судебных приставов в РФ

О необходимости разработки и внедрения института частных судебных приставов говорится в обзоре бюджетных расходов для Федеральной службы судебных приставов (ФССП), опубликованном Минфином РФ. В ведомстве предполагают, что частное исполнение позволит оптимизировать бюджетные расходы и повысит эффективность системы взыскания.

В документе неоднократно подчеркивается, что внедрение института частных приставов должно быть поэтапным. В качестве успешной реализации такой практики Минфин упоминает опыт Казахстана и Болгарии. По данным министерства, в Казахстане с 2015 года работает Автоматизированная информационная система органов исполнительного производства, которой управляет Палата частных судебных исполнителей. В Болгарии одновременно работают и государственные, и частные приставы. Частные судебные исполнители осуществляют свою деятельность на основании лицензии, выдаваемой Министерством юстиции. По данным на 2016 год (более актуальных цифр Минфин не приводит), в стране было зарегистрировано 202 таких специалиста.

Говоря о предпосылках внедрения в РФ института частных приставов, Минфин упоминает развитое направление частного сыска имущества должника. Оно, по мнению ведомства, вполне органично вписалась в государственную систему классического принудительного исполнения. Кроме этого, удачным примером делегирования функций по взысканию министерство называет учреждение в 2016 году коллекторских организаций.

«Вместе с тем вышеуказанные элементы частного исполнения ввиду недостаточного их развития не позволяют в полной мере обеспечить как повышение результативности функционирования системы принудительного исполнения в целом при сохранении текущего уровня финансирования, так и экономию бюджетных средств на ее функционирование при сохранении аналогичных показателей результативности», — констатируют в Минфине.

По данным министерства, в 2020 году на обеспечение работы ФССП было выделено 57 млрд руб. Из них 1,32 млрд руб. было потрачено на розыск должника и его имущества, 36 млрд руб. — на осуществление исполнительного производства по принудительному исполнению судебных актов и актов других органов. В 2021 году для обеспечения работы государственной службы судебных приставов предусмотрено 58,8 млрд руб. Большую часть этих средств — 37 млрд рублей — также составят расходы на осуществление принудительного исполнения.

Что касается показателей работы ФССП, то на начало 2019 года общая сумма взысканий составляла 5,7 трлн руб. Это 34,6 млн дел, находящихся в производстве службы судебных приставов. 68,7% от общего количества (15,1% от общей суммы) производств составляют принудительные взыскания в пользу государственных органов и государственных внебюджетных фондов. 24,4% производств или 70,1% от суммы, подлежащей к взысканию, приходится на юридических лиц, 5,1% (12,5 % от общей суммы) — на физлиц. На одного судебного пристава-исполнителя в 2018 году в среднем приходилось 3,7 тыс. производств, на оплату его деятельности в среднем тратилось 637,9 тыс. рублей в год.

Недостаточную результативность работы, по мнению Минфина, ФССП показывает по части взысканий в пользу Пенсионного фонда РФ, по алиментным задолженностям и банковским кредитам. Низкие показатели по этим категориям министерство объясняет высокой загруженностью сотрудников, она превышает норму, установленную Минтруда РФ, почти в 14 раз.

«Внедрение института частных приставов позволит разграничить работу по осуществлению исполнительного производства между частным и государственным секторами: так, взыскания в пользу юридических лиц целесообразно передать частным приставам, а производства, взыскателями по которым являются государственные органы и физические лица — оставить в сфере ведения ФССП РФ. Данная мера позволит не только сократить нагрузку на действующих судебных приставов-исполнителей без увеличения их численности и повысить результативность функционирования системы принудительного исполнения в целом, но и высвободить бюджетные ассигнования, при необходимости направив их на увеличение оплаты труда сотрудников ФССП России, их технического оснащения, в том числе на внедрение новых электронных систем документооборота и оповещения должников», — полагают в Минфине.

Впервые о необходимости внедрения института частных судебных приставов федеральные власти заговорили еще в 2014 году. Тогда был разработан первый законопроект, регламентирующий работу этого института, однако его так и не рассмотрели. В 2019 году началась разработка нового документа, который представили Совету Федерации в марте 2020 года.

Источник

Назад к списку новостей